выскажусь и я)
поддержу частично Дзюбаса - порядок это прежде всего вложения - человекочасов и денег. На голом энтузиазме культуру производства не создашь. предыдущий мой работодатель уделял этому огромное внимание и средства, я бы даже сказал чрезмерное. но и компания огромная и богатая. сейчас компания небольшая, средств поменьше, как в виде денег, так и в виде свободных человекочасов. у меня например нет человека которого я могу посадить писать инструкции, а сам я для этого несколько десятков часов непонятно когда найду.
Тоже и с чистотой - разумеется все участки делают уборку в конце рабочего дня, но не идеально) нет на это времени. ПХД-шимся раз в несколько месяцев вывозя Камаз накопившегося).
Вот рабочие места стараемся организовать максимально удобно - свет, воздух, вентиляция, а также обеспечить работников качественным инструментом и материалами. Еще на начальном этапе убедил собственника что так нам же будет дешевле, в итоге. Когда у всех есть свое рабочее место,шкаф для хранения инструмента и вспомогательных материалов, свой комплект необходимого инструмента от ножа до пылесоса, то и порядок на местах присутствует и работа идет в хорошем темпе.
про СИЗ - поначалу гонял всех, с масками особенно и обувью. теперь "старички" втянулись, а новенькие приходя уже сами привыкают при необходимых техоперациях работать в респираторах. Теперь только ругаюсь чтоб не забывали фильтрующие картриджи менять. Ну и с обувью летом тяжело - все норовят в легких кроссовках ходить, ботинки с подноском тоже через ругань, зачастую. борюсь) про шлепки все давно уже забыли)
регламентация перерывов - очень дисциплинирует на самом деле и облегчает контроль рабочего процесса. с год назад у себя ввели и радуемся. на удивление коллектив привык довольно быстро, за пару месяцев буквально. у нас полчаса это обед и з перерыва по 10 минут на перекуры, разделены по участкам, чтоб толпа в курилке не собиралась. обед тоже разнесен по времени, и по техпроцессу так удобнее и в комнате приема пищи нет очереди к микроволновкам.