Я, честно говоря, штангенциркулем не замерял, без надобности было. Но на сломах моделей видел, что пропитка поболее чем 1 мм. Возможно смола более жидкая. Мы применяем как раз терефталевую конструкционку (как самую дешевую которая есть на производстве, просто на ней формуют облицовочные панели, - на терефталевой они быстро отверждаются, можно 2-3 съема делать, и заказывают самую жидкую, так формовщики просят, им легче формовать, а дорогих смол на болван не используем), и да, чтобы лучше распылялась и впитывалась добавляем стирол (Стирол добавляем, а не ацетон, и для того, чтобы лучше пропитать рыхлые серединки листов, а не поглубже пропитать в целом). Излишний стирол вообще то придает полиэфирке хрупкость после отверждения, но какая разница, если это болван из МДФ, который не гнуть надо, а шлифовать? Вообще то изначально вели отделку модели из МДФ как советуют производители полиэфирных материалов (Рейхолд, Ашланд), с применением их праймкоутов и гласкоутов. Потом заменили эту дорогую шнягу на самый дешевый гель (ортофталевый, не прочный от царапин, ни против чего не стойкий). Тогда напыляли первым слоем смолу - пропитку, шлифовали поверхность, напыляли гель с парафином (чтобы был не липкий и легче шлифовался), шлифовали, если протачивали то повторно напыляли, шлифовали, затем разделяли. Потом я подумал - А ЗАЧЕМ? Зачем делать лишнюю работу - ради любви к стеклопластику? И вообще убрал отделочный гелькоут. Теперь первый раз напыляем на болван смолу с %% 10-15 добавлением стирола + отвердитель (по общему количеству, т.к. стирол тоже полимеризуется и жрет при этом отвердитель). При напылении видно, как более рыхлые серединки листов МДФ сильнее впитывают смолу. Напыляем досыта, чтобы только не начали собираться капли на более спрессованных краях листов. После отверждения наждачкой Р60 сошлифовываем ворс. Напыляем еще слой смолы уже без стирола, но с 2-4% раствора парафина в стироле (раствор 10%-ный). После отверждения матуем сначала Р100, потом Р240, Р400. Так, чтобы не осталось блестящих мест. И наносим разделитель. Формуем матрицу. Все. После снятия матрицы шлифуем Р240 (слегонца), Р400, Р1000, полируем (если нужен блеск), или наносим матовый разделитель (если нужен мат). Разделяем. Пользуемся формой.
Двойное напыление смолы нужно для того, чтобы на матрице не было "тельняшки". При отверждении матрица обжимает болван, более мягкие места серединок листов МДФ сильнее продавливаются. На матрице получаем полосы выпирающие из поверхности на десятые милиметра. Это стачивать трудно. Когда применяем двойное покрытие смолой, рыхлые места достаточно насыщаются и "тельняшка" не возникает.
Никакие окрашенные слои, которые любят наносить и протачивать модельщики "со стажем", и это им о чем то там говорит, не нужны. Когда ранее пользовались услугами раздолбанного ЧПУ и оператора, который допускал ошибки в резне по дереву, то приходилось и ямы шпаклевкой замазывать, и ступеньки по 2-3 мм высотой в ручную стачивать после этого красавца. Тогда конечно, пропитать бы болван на 5 сантиметров, чтобы получить материал как бакелит, и все косяки смело стачивать... Только это не механизированной обработкой болвана называется, а другим матерным словом... Сейчас пользуемся услугами нормального ЧПУ, и обрабатываем болван так, как описал выше.
Тут руководство иногда высказывало желание хранить болваны для будущего производства форм. Но когда у вас 300 с лишним моделей модельного ряда, под болваны нужно отводить большой отапливаемый склад. Перемещать эти тяжеленные квадраты опять же - не сахар, на 6 этаж стеллажа не запрешь, опасно для здоровья. А при малейшем отсыревании при хранении 2-3 и более месяца, болваны начинают трескаться (теряют первоначальную форму). Поэтому заставляю руководство скрепя сердце выкидывать болван после изготовления матрицы ВЭ МУСОР-Р-Р. А производство планировать не "а вдруг понадобится", а "я хочу сделать этих матриц 5 штук, и я буду выпускать эти изделия 2 года". То, что они называют современным планированием, и чем любят нагружать подчиненных ag' . На основании этих их планов с первой матрицы мы делаем легкий, прочный и долговечный репликатор, который - да, храним на стеллажах. Но не болваны. Спрашивается, зачем тогда болван делать красивым и долговечным? По этой же причине не прижились модели из модельного пластика. Все красиво, обработка выше всяких похвал, подготовка от окончания фрезеровки до снятия матрицы 1 день, но куда его потом девать? Плотность модельного пластика годная к изготовлению болвана с качественной поверхностью 700 гр/дм.куб. Модель получается тяжелым кубиком. И цена материала МДФ 40 000 руб за м.куб, в то время как у модельного пластика кубометр стоит 340 000 руб. Что называется, почувствуйте разницу! Хранить и перемещать этот тяжелый кубик для производства матриц неудобно (не у всех есть роботизированные антропоморфные погрузчики с нейроинтерфейсом, на некоторых предприятиях до сих пор руками тяжести таскают :)'). Модель из модельного пластика хоть и прочная, но при падении или складировании на нее тяжестей может получить продавливания, может даже отколоться кусок, что для репликатора из стеклоплатика исключено. Так что репликатор (мастермодель) из стеклопластика всяко лучше болвана из супертехнологичного модельного пластика.
И еще, надеюсь никто не клеит листы МДФ клеем ПВА? Не надо. ПВА это водный раствор, мы боремся с влажностью в полиэфирах, а тут сами ее добавляем. Потом, уже полностью высохший ПВА не клеится со смолой, так же как полиэтилен. И при шлифовке болвана можете получить вспучивание и отшелушивание смолы на выступившем из МДФ клее ПВА. Склеивайте листы МДФ дешевой полиэфиркой, не пожалеете.
1.jpg 2.jpg 3.jpg
4.jpg 5.jpg