Олег Пермяков, в корпусах старых яхт имеет место явление осмоса - разрушение полиэфирной, или эпоксидной смолы с образованием кислотных, или щелочных солей, и их вымывание. Это связано с длительным воздействием воды. У эпоксидных яхт заметный осмос наступает через 13-15 лет эксплуатации, у полиэфирных - через 7-10 лет. Поскольку эпоксидные яхты производятся с незапамятных времен, и полиэфиры уже имеют 80 летнюю историю, бывает трудно определить из какого материала изготовлена яхта. Как правило, старые советские яхты - эпоксидные. Американцы и европейцы сделаны из полиэфиров.
Я сам попадал в неприятные ситуации с этим связанные. Зачистили мы как то корпус яхты под покрытие полиэфирным гелькоутом, покрыли. Долго ждали, но гелькоут не отвердел ни через час, ни через сутки. Появились пятна более жидкого геля на общем фоне высохшего, поверхность облепили мошки. Пришлось счистить ведро геля шпателями, смыть ацетоном И купить за свой счет еще ведро. Корпус был покрыт быстросохнущей эпоксидной автомобильной грунтовкой, после этого гелькоут лег и отвердел шикарно.
Вот эта яхта, кстати:
Для экспресс-определения: из чего сделана старая яхта, можно намазать на места осмотических повреждений раствор ЛАКМУСА (продается в химических магазинах, и магазинах школьных пособий).
Если яхта из полиэфирки, лакмус из фиолетового станет красным. Если - из эпоксидки - синим.
Re: Ремонт,изготовление стеклопластиковых атракционов.
Добавлено:
12 апр 2017, 16:09
Тигирь
А если осмоса нет?
Re: Ремонт,изготовление стеклопластиковых атракционов.
Добавлено:
12 апр 2017, 16:33
Admin
Как правило гасит полиэфирный отвердос именно щелочь от осмоса. Поэтому на новую эпоксидку полиэфирка ложится и твердеет нормально. Правда сцепление не химическое, а только механическое.
Еще один из признаков- эпоксидку чаще используют со стеклотканью, а не стекломатом.
Ну можно попробовать лакмус в сырых закромах старых стеклопластиковых изделий. Там походу тоже должна измениться pH среды
Re: Ремонт,изготовление стеклопластиковых атракционов.
Добавлено:
12 апр 2017, 17:17
Тигирь
А по-моему, стружку проще поджечь - стирол своё покажет вне зависимости от возраста
Re: Ремонт,изготовление стеклопластиковых атракционов.
Добавлено:
13 апр 2017, 04:22
Олег Пермяков
В общем, я так и предполагал, что только жечь и расчитывать, что если это полиэфирка, то она на стироле и с пероксидом. Да, да. Есть безстирольные полиэфиры и есть катализаторы, помимо пероксидов.
Остальное не показатель. Старые советские - сплошь и рядом идут полиэфирные уже с 70-х годов, особенно Питерские. Мат, да - показатель полиэфирки, а вот ткань - не показатель эпокси.
Осмос тоже не вариант - не везде есть, да и не только лодки попадаются. Насчет эфирки на новую эпокси - не факт. Чаще чуть подъедает эфирка поверхность эпокси. Пробовали делать полиэфирные изделия в эпокси матрице - быстро убивается матрица. На полиэфирку эпоксидка ложится нормально.
Я, если сомневаюсь - всегда грунтую эпоксивинилэфирной на бисфеноле А. Лучше всего Дион 9100 себя показал, непредускоренный. Где, кстати, его в Крыму достать, чтоб пару кг всего?