Страница 1 из 3

Вакуум - автоклавное формование. ⁂

СообщениеДобавлено: 05 дек 2013, 16:07
E=mc2
⁂ КАТАЛОГИЗИРОВАНО ⓂⒶⓈⓉⒺⓇⒸⓄⓂⓅⓄⓈⒾⓉ

Предназначение и конструкции автоклавов.
Техника безопасности!!!
Работа и особенности технологии по формовке с избыточным давлением и с применением высоких температур от 180°С и выше,
для "термически" нагруженных деталей (капот автомобиля, крышка головки двигателя, пожарные перегородки и т.д.)

Изображение
Особенности изготовления специальных и особо ответсвенных деталей, элементов конструкций.
Изображение
Изображение
Рекомендуемые расходные материалы.

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 05 дек 2013, 21:42
E=mc2
Вспоминаются первые работы и последующие опыты с повышением давления и понижением вакуума. И лицо начинает трещать от улыбки.
На фотографиях автоклав самодельный, композитный, сделали по случаю...Придумали автоматику управления и записи параметров формовки... И понеслось...
Нагрев меняли раз 7. Долго работали с циркуяцией воздуха для равномерного нагрева с минимальным температурным перекосом в разных частях рабочего объёма.
Результат 8kw/ч энерго потребление и перепад температуры 2.3 градуса при длине 5.75 метра и диаметре 0.9м!!!

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 07 дек 2013, 01:44
Тигирь
Ешкин кот! Колоссальная работа ck . Смотрю, фланец на болтах? Какое рабочее давление? На нижних фото балку из препрега выкладываете?

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 07 дек 2013, 09:25
E=mc2
Рабочее давление 8 кг/см2. Расчётное максимальное 18 кг/см2. А реально после 12 кг флянц уже травит более 1 кг в минуту.
Препрежные смолы здесь не используются. Лонжерон - это ответственная деталь со своими нюансами...В данном случае время жизни смолы 9 часов при 20 градусах по Цельсию.

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 07 дек 2013, 11:48
Александр
Почему не используются препрежные смолы?

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 07 дек 2013, 12:37
E=mc2
Используются! Но именно в этом случае имеют место нюансы с сертификацией ЛА, на прямую связанные с конструкторской документацией.
И в зависимости от технологии, применения препрегов не всегда обосновано с экономической стороны вопроса. Достижение 0.01% в качестве с потерей 40-70% финансовой части ( условно),
-Это поездка на карьерном самосвале в булочную за углом.
С другой стороны применение свежих замесов связующего, более требовательно к квалификации специалистов и контроля складской, рабочей среды.
В любом случае анализируется применение тех или иных материалов.
И всегда производное цены вопроса, идёт параллельным курсом с рациональностью.
Самый большой плюс у препрегов - это сравнительно малый отход облоя. Даже при сборе "сырого" облоя в большую кучу, его можно утилизировать в изготовление аксессуаров, оснастке, тротуарной плитке или пром. покрытиях и т.д..

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 13 дек 2013, 19:55
king_
E=mc2 Если не секрет и сохранились расчеты автоклава,буду очень признателен . Себе хочу такой же,только 3 метра.

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 13 дек 2013, 23:38
E=mc2
Оптимальный вариант - это взять за основу трубу диаметром 90 см( газо-магистральную), или цистерну для газа, подходящих вам размеров( как на заправках)Но перед сваркой необходимо набрать в неё воды примерно 300-350л и прокипятить примерно 4 часа, для безопасности. Для маленького подойдёт корпус огнетушителя, как на заправках!
Производственный участок с автоклавным оборудованием является " Особо опасным производством", прошу отнестись к этому с особой ответственностью.
Так как температура запекания многих композитов равна или выше 180 Граусов по Цельсию(ПЦ), избыточное давление насыщает объём автоклава кислородом( который входит в состав атмосферы земли, третьей планеты от солнца!!!). Температура самовозгорания некоторых материалов при высоком давлении смещается к отметке в 180 Градусов ПЦ, горение происходит с большой скоростью с выделением огромного количества газов... Как следствие взрыв разрушающей мощности усиленный замкнутым пространством цеха... Подумайте!!! ОНО ВАМ НАДО???
Конечно есть таки технологии по формовке при высоких температурах! Но при обычном кустарном подходе - это дорого и тоже опасно!!!... Может лучше RTM или RTML???

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 14 дек 2013, 00:05
Тигирь
О как интересно! Чет никогда не углублялся в тему автоклавирования, а тут такие дела... Действительно, сейчас становится очевидно, что рост парциалки кислорода при повышенных температурах штука забавная. Первое, что приходит на ум, это заполнение автоклава инертным газом. Аргон, возможно будет избыточен, а вот если углекислота? Надо как-нибудь будет освежить в памяти "Котлы и сосуды, работающие под давлением". Вообще, такое производство попадает под юрисдикцию Госгортехнадзора (или его приемников), а это уже отдельная песня, со всеми сертификациями, аттестациями персонала и оборудования, выдачей нарядов-допусков... Я чего так возбудился, сам же ведомственным технадзором больше 10 лет прослужил, знаю эту кухню не по-наслышке, а тут аж родным запахом нефтюки пахнуло :)
Если нужно приварить сферическую заглушку или болтовой фланец к Б/У трубной катушке, не обязательно ее пропаривать. Это такая штука, даже после пропарки, все равно нужно регулярно делать газоанализ, ибо может стрельнуть. Можно герметично затампонировать полость глиной, отделив ее от основного объема трубы, как это делается при ремонте магистральных нефтепроводов. Это тоже штука трудоемкая, но не сложнее, чем вскипятить пару-тройку кубов воды

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 14 дек 2013, 00:17
king_
Тигирь Вы правы только это на предприятии и Г....я там хватает . На своей территории что хочу то и ворочу , а может я в космос собрался(шутка)

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 14 дек 2013, 01:36
E=mc2
Для заполнения автоклавов при формовке с высокими температурами используют АЗОТ. Дёшево и сердито...
Специфика работ!!! Но простой способ опустить температуру до 120ПЦ... Но давление? И тут интересно становиться как люди выходят за рамки разумного.
Если работать с препрегами то оправдано при "правильной" стоимости детали... ...
Сейчас я осознал незримое... По существу можно сказать - купите серийный сертифицированный автоклав, проводите ППО, ППР, РРб согласно прилагаемого ТП и формуляра по ТО.
И осознайте всю глубину ответственности работ и эксплуатации автоклава.
Давайте говорить о технологиях, нюансах, дегазации ламината, ступенчатом нагреве, повышении избыточного давления в нужной фазе полимеризации. Измерении сопротивления( электрического) формуемого изделия для выяснения фазы полимеризации и структуры полимера... О высоком!!!

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 14 дек 2013, 02:58
Тигирь
king_, с одной стороны, в гараже можно и воротить, а с другой, это на самом деле серьезно. Не годится быть обезьяной с гранатой, так ведь действительно можно в космос улететь... по частям.
E=mc2, а ведь действительно, азот самое логичное решение, мембрана, компрессор. Никаких баллонов и прочей требухи.
Дык хрен его знает, говорить о высоком можно, когда владеешь вопросом. Я например, в эпоксидах откровенно слаб, с автоклавированием не знаком, тем более, с его нюансами. На данном этапе эта тема для меня не столь актуальна, чтобы серьезно в нее вникать с поднятием литературы. Так-что со своей стороны, могу поддержать обсуждение только по общекомпозитным вопросам, типа физики процессов

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 14 дек 2013, 07:14
Александр
king_ писал(а):Тигирь Вы правы только это на предприятии и Г....я там хватает . На своей территории что хочу то и ворочу , а может я в космос собрался(шутка)

если работают наемные люди то всё равно чья территория.

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 14 дек 2013, 14:41
king_
Работал я с автоклавами и знаком со всеми проблемами.Вопрос был о его ТТХ,а не самого обслуживания. Ну нет так нет

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 14 дек 2013, 19:31
E=mc2
Если вы работали с автоклавами. ВЫШЛИТЕ эскиз сечения автоклава...Поговорим предметно.

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 14 дек 2013, 19:55
king_
Все что мне необходимо я уже нашел. Вопрос снят

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 17 дек 2013, 15:47
grebmeg
Добрые люди! Очень нужна ваша помощь по вопросу автоклавного формования. Мне надо узнать как получают сам препрег, но самое главное как получают закрылок самолета как на картинке? Как уложить препрег на форму (матрицу), с учетом, что надо еще получить стрингера. Что используется в качестве формы (обозначено стрелками)? в общем технологи изготовления от начала до конца. Очень буду благодарен за Ваши ответы, ссылки! Заранее огромное спасибо!
Изображение

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 17 дек 2013, 19:45
Тигирь
А Вы уверены, что весь конструктив крыла, включая стрингеры получается одним технологическим этапом? Технически, цельную оболочку получить не проблема, отдельно стрингеры тоже, а вот все разом, даже не знаю, если только "презервативы" заказывать у серьезных фирмачей за бугром.
Сам препрег получают просто - платишь денежку и получаешь препрег. Если хочется сложнее, то сначала платишь денежку и получаешь пропиточную машину, а потом получаешь препрег. Ну а если хочется совсем сложно, то собираешь машину сам, а потом, после долгих камланий и плясок с бубном получаешь препрег.
А на что конкретно Вы ищете ссылки?

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 17 дек 2013, 19:50
grebmeg
Насчет единого технологического этапа не уверен, но так как данный закрылок интегральной конструкции, то соответственно из понятия термина вытекает, что изготавливается в едином цикле.
По ссылкам имел ввиду где можно почитать обо всем, что я выше спрашивал. В основной интересует получение матрицы и каким образом полости внутри закрылка формировать, отмеченные стрелками...

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 17 дек 2013, 20:33
king_
Я думаю Вам надо сюда http://superjet100.info/forum/c-600537/vopros-otvet Если не ответят то думаю подскажут где искать

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 17 дек 2013, 20:38
Тигирь
Что-то мне подсказывает, что в русскоязычной сети такой информации нет. По-крайней мере мне за много лет поисков ничего конкретного по подобным вещам не попадалось. Может и удастся что-то найти из области банальной эрудиции, а точно описанной технологии не найдете даже у буржуинов - кнов-хов, понимаешь. То бишь секрет фирмы "Одуванчик". На форуме есть люди, которые могут подсказать, только вопросы старайтесь задавать поконкретнее, чтобы не растекаться мыслию по древу.
А по препрегам, забейте в поисковик "пропитка препрегов", много чего найдете, и оборудование, и принципы производства.

king_, классная ссылка, есть на что посмотреть выпуклым морским глазом. Только боюсь, направление поиска зададут конкретное "уж послала, так послала". Хотя... смотря как заинтересуешь. Зависит от предполагаемого бюджета. Или попытаться "в задний проход" войти

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 17 дек 2013, 22:51
grebmeg
Спасибо, почитал и узнал. Нашел подходящий патент http://www.findpatent.ru/patent/221/2217309.html, только возник вопрос: в обозначенной зоне ниже ведь будет возникать неспошность (пустота), вроде бы в это место помещает специальный жгут, можете помочь с ответом на этот вопрос?
Изображение

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 18 дек 2013, 00:12
Тигирь
Спасибо за ссылку, будет время, обязательно проанализирую. В патентных делах как-то руки не доходят покопаться.

Заполнение той полости в фиге 3 зависит от радиуса закругления граней. По идее, он должен быть минимально возможным для применяемого армирующего материала. Небольшая полость будет сама заполняться излишками смолы. Если радиусы большие, тогда заполнять предформованными элементами. Дело в том, что жгут ровинга в такие элементы укладывать очень не технологично, поэтому велик риск возникновения выявляемых и скрытых дефектов, а также разброса прочностных показателей

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 18 дек 2013, 01:39
E=mc2
grebmeg писал(а):Добрые люди! Очень нужна ваша помощь по вопросу автоклавного формования. Мне надо узнать как получают сам препрег, но самое главное как получают закрылок самолета как на картинке? Как уложить препрег на форму (матрицу), с учетом, что надо еще получить стрингера. Что используется в качестве формы (обозначено стрелками)? в общем технологи изготовления от начала до конца. Очень буду благодарен за Ваши ответы, ссылки! Заранее огромное спасибо!
Изображение


По технологии изготовления, предлагаю вам эскиз.
Голубым цветом выделены элементы из латекса, которые после формовки вытягиваются из изделия!!!
Схема намотки интегрированных стрингеров №1,2,3,4(схематично обозначил на вашем эскизе). +45° первый слой,-45° второй слой.
Верхняя и нижняя обшивка дублируется направленным углём 0°(ЭЛУР). Если вам необходима
схема, нарисую позднее.
Изображение

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 18 дек 2013, 14:42
dzen
Интересно на..зачем такая хитрая конструкция закрылка?

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 18 дек 2013, 16:54
E=mc2
-Это красиво.
Изображение

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 18 дек 2013, 18:15
dzen
Красиво , но не "композитно".

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 18 дек 2013, 19:40
grebmeg
dzen писал(а):Интересно на..зачем такая хитрая конструкция закрылка?

Аэродинамическая форма + облегчение массы изделия при использования интегральной конструкции как эта (стрингера, по моему мнению, обеспечивают требуемую жесткость).

E=mc2 писал(а):По технологии изготовления, предлагаю вам эскиз.
Голубым цветом выделены элементы из латекса, которые после формовки вытягиваются из изделия!!!
Схема намотки интегрированных стрингеров №1,2,3,4(схематично обозначил на вашем эскизе). +45° первый слой,-45° второй слой.
Верхняя и нижняя обшивка дублируется направленным углём 0°(ЭЛУР). Если вам необходима
схема, нарисую позднее.

Спасибо большое, уже не надо, в принципе расписал технологию изготовления по патенту, не знаю только насколько она осуществима, но сам принцип изложенный в патенте как по мне технологичен. :)
Наверное последние два вопроса остались:
- какие постадийно процессы идут в автоклаве при формовании?
- и все-таки как изготавливаются препрег? (куча информации, а по сути только крупицы ac )

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 18 дек 2013, 20:22
E=mc2
dzen писал(а):Красиво , но не "композитно".

- Это полностью композитно!!!

Re: Вакуум - автоклавное формование.

СообщениеДобавлено: 18 дек 2013, 20:50
E=mc2
grebmeg ...?
- какие постадийно процессы идут в автоклаве при формовании?
- и все-таки как изготавливаются препрег? (куча информации, а по сути только крупицы ac )

Рецепт изготовления препрега,ручной способ, видео!
Суть процесса - это пропитка армирующего наполнителя(АН) связующим("С" препрежной смолой),оптимальное весовое соотношение АН/С= 100/37, с упаковкой( покрытие сверху и снизу плёнкой) для длительного хранения при низких температурах( оптимально до 6 месяцев).



Автоклавное формование. Последовательность процессов.
1) Вакуумное формование.
2) Установка избыточного давления.
3) Ступенчатый нагрев.
4) Ступенчатое охлаждение.
5) Сброс давления.
6) Отлёжка мин 24 часа!!!
7) Пост полимеризация!!!