Верю, что Вы "знаете несколько цифр". Но это, фигурально выражаясь, типичный "сферический конь в вакууме", а по сути, жонглирование цифрами, не имеющее ничего общего с инженерными реалиями. Если спуститься на грешную землю, то всё маленько иначе. Любая реальная конструкция должна обладать
комплексом заданных свойств и исходя из этих свойств подбираются соответствующие материалы. Где-то нужен уголь, где-то стекло, где-то сталь, где-то резина...
Именно это я и пытаюсь донести. Утрируя, если вместо резины вы попытаетесь засунуть высокомодульный углекомпозит, ничего хорошего из этого не выйдет.
А у нас, как обычно, начитаются статеек, "О, карбон, это круто!" и ну совать его везде. Не удивлюсь, если уже и фалоимитаторы "карбоновые" делают (страшно легкие, жутко прочные, и такие тёплые - можно даже лизнуть на морозе)
.
Но спешу разочаровать, "модников", наноматериалы ещё круче. Хотя, и тут углерод рулит - углеродные нанотрубки, это сущая "пестня". Прочность на разрыв такой штуки просто катастрофическая - все мегапаскали зашкаливают. Такая, что ещё никто ещё не изобрёл разрывной машины, способной её порвать.
Только это всё по секрету, ибо страшную буржуинскую тайну знаем только мы с Чубайсом
.
Это всё, конечно, шутки юмора, а если серьёзно, дискуссия возможна только при обоюдном понимании сути вопроса, чего я пока не наблюдаю. На форуме есть пара-тройка человек, с которыми я был бы готов подискутировать на эту тему, но проблема в том, что нету повода. То, что я тут безуспешно пытаюсь донести, известно любому-мало-мальски грамотному ниженеру-композитчику. Ну согласитесь, если земля шарообразная, грамотные люди об этом знают. Элипсоид она, невыраженный тороид, их комбинация, или геоид, уже зависит от степени приближения и есть повод для дискуссии, от какой модели лучше отталкиваться в конкретном случае. А если человек говорит, что земля плоская и в доказательство приводит несколько правильных цифер, то смысл с ним спорить? Нужно отправлять в школу, потом в институт, учить матчасть.
З.ы.
Вот сейчас увидел, кем работаете. Тогда вдвойне не понятно, зачем подливаете масло в костёр мифотворчества. Уж кому, как не Вам должны быть известны нюансы работы композитов. Вы же прекрасно знаете, что углепластик, это типичный пример переармированной конструкции и чем это грозит в случае превышения допустимых нагрузок... Вы же должны знать механизмы разрушения - что, как почему, чем адгезионное разрушение отличается от когезионного и межслойного, что из этого вытекает. Вы же, в отличии от многих, отличаете прочность на изгиб, сдвиг и кручение от ударной прочности, знаете механизмы их достижения. Знаете отличие теоретической прочности на растяжение элементарного волокна от реальной нити, чем они отличаются и с чем это связано. Знаете, отличие работы тонких оболочек от структурных композитов. Знаете отличие работы сэндвичей от сверхпрочных сэндвичей. Знаете виды и различия конструкций сверхпрочных сэндвичей, их работу на уровне конструкции, макроуровне и микроуровне. Вы же прекрасно знаете, что жёсткость плоского листа из аксиально армированного высокомодульного стеклокомпозита в направлении армпрования может превышать аналогичную при низкомодульном углеродном тканевом армировании, причём с выигрышем по всем остальным прочностным характеристикам. А если добавить к этому структуру... Т.е. решающее значение имеет сбалансированность компонентов и конструкция. Ну и?
Как можно говорить о несовместимости стекла и углерода в одной конструкции? Ну разные КТР у стекла и углерода, и что из этого вытекает? У арамида и углерода тоже разные КТР. Это же не значит автоматически, что применение смесовых тканей бесполезно и вредно. У полимерной матрицы и армирующих волокон тоже разные КТР. Кто отменяет напряжения в межфазном слое при колебаниях температуры углеродного композита, на порядок превышающие аналогичный у стекла при прочих равных? Давайте опустимся на уровень ниже и рассмотрим микромодификацию матрицы в межфазном слое, её зависимость от модульности элементарного волокна, плотности упаковки, степени параллельности волокон и как всё это влияет на работу композита на макроуровне, в т.ч. при температурных колебаниях. Давайте вспомним, раз уж речь зашла о температуре, отличия работы углеродных, смесовых и стеклокомпозитов при низких температурах и что происходит с переармированной конструкцией при критической температуре охрупчивания полимера.
Ну, собственно, можно долго растекаться мыслию по древу, задавая риторические вопросы. Все эти буквы к тому, что не пристало специалисту выносить категорические суждения по таким тонким вопросам. Может Вы и имели в виду другое, но форум-то читают участники с очень разным уровнем подготовки, и выводы они делают исходя из своих порой весьма смутных представлений о вопросе. Поэтому формулировать нужно максимально однознаяно, с оглядкой, оговормами и сносками.
Собственно, возвращаясь к нашим баранам, а точнее, к авиамоделированию, мне по-прежнему далеко не очевидно преимущество угля применительно к моделям, испытывающим критические ударные нагрузки при падениях. Это относится как к основным силовым несущим элементам, так и к защите основных узлов и агрегатов. Можно, конечно, концептуально организовать защиту, исходя из хрупкого разрушения конструкций (что выгодно производителям запасных частей), но с точки зрения конечного пользователя, оптимальный баланс жесткости, ударопрочности, массы и стоимости достижим именно с широким применением структурных стеклокомпозитов