ПАРТНЕРЫ Боевое применение! ПАРТНЕРЫ НИЗКИЕ ЦЕНЫ БЕЗГЕЛЬКОУТНОЕ ЛИТЬЕ Боевое применение! МАСТЕРКОМПОЗИТ

Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

pirat
Зарегистрируйся и получи
от МАСТЕРОВ ответы на свои вопросы.

Правила форума
Не сорить, не ругаться, активно общаться!

Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 17 мар 2019, 16:05

Имеем:
Изготовленную(чуть чуть осталось доделать) положительную матрицу(болван) из склеенных кусков 20мм березовой фанеры. Фрезеровал этот болван сам, вручную. Точность изготовления основных размеров -+ 0,2 мм. Ну может чуть меньше точность на галтелях и радиусах. Есть технологические уклоны. За исключением технологических уклонов на 4-х бобышках. Но уклоны на бобышках сделаю завтра. Отверстия (из под шурупов) в бобышках - забью деревянными штифтами и зашпаклюю эп. смолой + древесная мука. После пропитаю болван эпоксидной смолой(естественно с отвердителем) и зашлифую несколькими номерами наждачек, от 240Р до 800Р. Болван помещу в опоку из фанерных дощечек и залью гипсом. Разделитель - воск. Наверно сделаю тонкий слой гелькоута. Отрицательной матрицы из гипса хватит(до разрушения) на 50-80 съёмов. Но мне нужно снять всего 3-4 детали. В матрицу формуем стеклоткань т-11(винилсилан) + эп. смола хт-116 с отвердителем. И прикатываем валиком. 6 слоев стеклоткани для набора толщины 3мм. Соотношение смола-стеклоткань сделаю 60% на 40% по массе, так уже делал, удачно получается. Бобышки - формуются цельными, полностью заполненными смолой и стеклотканью. В бобышках будут сверлится глухие отверстия и вклеиваться армирующие металл. втулки с глухой резьбой.

Вопрос такого характера.

1. На болван поддона сверху приклеивается пластина ДСП толщиной 3мм. Пластина образует буртик выступающий за край болвана на 2-2,2мм. Буртик снизу имеет полукруглую фаску радиусом 1,5-2 мм. Когда я изготовлю гипсовую матрицу - получится ли прикатать 6 слоев стеклоткани в этот маленький выступающий буртик.
Изображение

Изображение

Изображение

2. Или лучше приклеить сплошную пластину из ДСП. Сплошная пластина закрывает 4 бобышки. И потом в гипсовой матрице конечно легче будет прикатать валиком стеклоткань. После полимеризации и съема детали - конечно прийдется много обпиливать.

Изображение

По варианту 1 - опиливать очень мало. По варианту 2 опиливать очень много, но я точно хорошо отформую изделие. Изделие - поддон корпуса воздушного фильтра на мотоцикл.
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 17 мар 2019, 16:13

Ах, да забыл дописать. Галтели на болване будут везде. Сделаю эпокс. шпаклевкой из древесной муки. Радиусом около 1,7-2 мм. Галтели обязательно нужны - потом после заливки болвана гипсом, в матрице эти галтели останутся и будет удобно формовать стеклоткань слоями.
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Тигирь » 17 мар 2019, 18:48

В 2 мм точно ткань не уложите, даже тонкую
Аватар пользователя
Тигирь
COMANDOR
COMANDOR
 
Сообщений: 6690
Зарегистрирован: 23 июл 2012, 16:29
Откуда: Геленджик, Россия
Благодарил (а): 372 раз.
Поблагодарили: 945 раз.
СВОЙСТВО: НЕТЛЕННЫЙ

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Артист » 17 мар 2019, 19:02

Болван помещу в опоку из фанерных дощечек и залью гипсом

Столько слов и картинок что ничего не понятно.
Во первых как будет это всё расположено при заливке,если как на фото 1 то как гипс не затечет под Ваши бобышки ?
А насчет гипсовой матрицы не знаю, однажды лет пять назад пробовал - не снял. Почему - не знаю.
Разделял обычным honeywax - не сработало, прилипло напрочь.
Каждое завтра это новая жизнь...
Аватар пользователя
Артист
GOLD MASTER
GOLD MASTER
 
Сообщений: 297
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 17:24
Откуда: Кировоград, Украина
Благодарил (а): 83 раз.
Поблагодарили: 95 раз.
СВОЙСТВО: НЕТЛЕННЫЙ

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 17 мар 2019, 21:52

Тигирь писал(а):В 2 мм точно ткань не уложите, даже тонкую


Вот и у меня закралось сомнение. Потому и спросил. Значит будем приклеивать большую пластину из ДСП, формовать, а потом обрезать лишнее.
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 17 мар 2019, 21:57

Артист писал(а):
Болван помещу в опоку из фанерных дощечек и залью гипсом

Столько слов и картинок что ничего не понятно.
Во первых как будет это всё расположено при заливке,если как на фото 1 то как гипс не затечет под Ваши бобышки ?
А насчет гипсовой матрицы не знаю, однажды лет пять назад пробовал - не снял. Почему - не знаю.
Разделял обычным honeywax - не сработало, прилипло напрочь.


Болван будет расположен как на фото № 1. Вверх ногами. Но болван будет целиком помещаться в ящике-опоке из фанерных пластин. Причем прикручиваться к днищу ящика шурупами, чтобы не всплыл и был неподвижно закреплен. Под бобышки гипс не нужен. Бобышки будут монолит из стеклопластика, далее в бобышках будут сверлится отверстия для металлических вставок с внутренней глухой резьбой м5х0,8мм а остальная часть поддона - скорлупа толщиной 3 мм. Если восковый разделитель с отполированным болваном не поможет, попробую второй вариант, с обычным жировым солидолом - для разделения матрицы и болвана.
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 22 июл 2019, 15:01

В общем, намучался. Делал форму из высокопрочного гипса. Я немого "завалил углы" на болване и болван при вытаскивании из гипсовой матрицы сделал сколы по краю матрицы. Залил вторую гипсовую матрицу. Результат лучше, но все равно есть маленькие сколы. Плюнул на все, купил 3 кг. самого дешевого клея ЭДП(450 рэ за кг.) сделанного в Ростовской области. Сделал матрицу из стеклопластика. Матрица получилась отличая. Поскольку стеклопластик через сутки после формовки еще гибкий, смола не отвердела полностью - успешно вынул болван. Заваленные углы шлифанул на матрице - чтобы были точные технологические уклоны. Сегодня снял деталь поддона с матрицы. Первый результат плох. Снаружи все гладенько, а внутри - нет. Наверно нужно все-таки последний слой - кидать стеклохолст 300 гр. А то от стеклоткани т-11 сильно видно текстуру ткани. У меня нет путнего аэросила. Тот аэросил что я покупал в интернет-магазине "смола-стеклоткани ру" оказался на деле обычным тонко помолотым стеклом. После недели растворения в эпоксидке - смола все равно мутная. После полимеризации даже тонкого слоя такой смолы - очень хрупкая корка.
Есть возможность приобрести на пробу 200 гр настоящего А-380. Где там эта контора находится? В Эссене или в Дортмунде. Был я в этом Дортмунде пару раз, городок как городок. У меня кент недалеко живет, км. 40 от Дортмунда. Он закажет почтой малую партию А-380 на офф. сайте конторы Дегусса или сейчас это называется Эвоник(Evonik) и через несколько месяцев мне привезет. Аэросил от изобретателей аэросила. Хотя немцы рекомендуют для стеклопластиков худшую марку аэросила - А-210 вроде. Читал рекомендации с офф. сайта Evonik. Для непрозрачного стеклопластика я согласен с немецкой экономией на более дешевой марке аэросила, все равно смола будет немного мутная после такого аэросила. А вот для стеклопастика на прозрачном гелькоуте и карбоновой ткани - лучше применять А-380, он со смолой через несколько дней становится не мутным и прозрачным.
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 24 июл 2019, 17:54

Вопрос по бурту решил. Сделал матрицу из стеклопластика, потом фрезером и фрезой радиусом 1,6мм сделал полукруглую фаску по периметру верхней части матрицы. Немного шлифанул наждачкой р-400 и р-500. Отформовал деталь, когда формовал - загибал стеклоткань в стороны. Потом снял деталь с матрицы и обрезал по сторонам. Буртик как раз и получился 2 мм. Но деталь первый раз внутри получилась коряво. Буду делать второй раз, уже с улучшениями.
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Тигирь » 24 июл 2019, 18:48

Вот, типичный путь начинающего композитчика. Сам через это проходил, только болваны из гипса делал. Многие по началу пытаются что-то выгадать с гипсовыми формами, в результате просто теряют время.
Попробуйте ещё немного увеличить радиусы перехода к фланцу. Обычно их делают 2-3 мм. Стекло ложится гораздо легче и вероятность завоздушивания на перегибах значительно снижается
Аватар пользователя
Тигирь
COMANDOR
COMANDOR
 
Сообщений: 6690
Зарегистрирован: 23 июл 2012, 16:29
Откуда: Геленджик, Россия
Благодарил (а): 372 раз.
Поблагодарили: 945 раз.
СВОЙСТВО: НЕТЛЕННЫЙ

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 24 июл 2019, 23:48

Облил из пистолета эпоксидной 2к грунтовкой болваны. Как затвердело, шлифовал наждачками от р360 до р800.
Изображение

Сделал опоки из фанеры 20мм. Изнутри опоки обмазал тонким слоем литола. Болван поддона натер слоями воска.
Изображение

Залил гипсом, ждал 4 дня. Из-за неточности изготовления болвана (как никак все делал ручками с помощью лобзика и ручного фрезера с разными фрезами) "ушел" технологический уклон, совсем чуть-чуть. Этого хватило чтобы гипс скололся.
Изображение

Сделал еще раз из гипса, сколов меньше, но есть.
Сделал матрицу из стеклопластика.
Изображение
Аэросила хорошего не было. Мешал самый дешевый клей ЭД-20 с 4% автомобильной эпоксидной грунтовки. Грутовку серого цвета добавлял в смолу без отвердителя. Потом конечно добавил в подкрашенную смолу отвердитель ПЭПА и все размешал. Гелькоут мазал мягкой кистью. Долго ждал, 2 часа на отлип, все время контролировал, если пошли потеки - тут же выравнивал кистью.
Карта слоев 1 слой гелькоут, 2 слоя стекломат 300, 1 слой стеклоткань Т-11 380 грамм, 2 слоя стекломат 300, 2 слоя стеклоткань т-11 380 грамм.
Изображение

Снял матрицу клиньями. Чуть выровнял технологические уклоны на матрице. Сделал фаску 1,6мм по периметру матрицы, потом зашкурил фаску разными наждачками. Фаска получилась радиусом примерно 1,8 мм. То что надо.
Изображение
Нанес разделительный воск и растер его.
Изображение
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 25 июл 2019, 00:10

С радиусом все нормально. развел в стороны на плоскость матрицы слои ткани. Как затвердело снял с матрицы и обрезал края.
Но! полости для бобышек - я туда заталкивал кусочки стеклоткани смоченные смолой. Получилось "тесто", чтобы выровнять поверхность надавишь пальцем вбок ,а оно вверх вылазит. Надавишь сверху, а оно опять вбок лезет. В итоге не получилось.
Изображение
Вот здесь я пальцем показываю где выпирала вутрь матрицы стелоткань. Я немного и криво сточил фрезером с абразивой шарошкой, все равно не то!
Второй раз - делаю твердые вставки из СТЭФ-1, обтачиваю вставки на электроточиле, чтобы вставки были чуть меньше. И заформовываю вставки в полости бобышек.


Склеил кругляки 20 мм фанеры. Отнес в токарку. Мне выточили болван дудки по шаблону. Шаблон делал так. Распечатал на принтере график эллипса с нужными мне размерами осей. Вырезал ножницами. Приложил бумагу к листу 3-мм алюминия. Сделал шаблон из алюминия. Прикрутил саморезами алюминиеый шаблон к куску 20мм фанеры. Копирной фрезой и ручным фрезером сделал шаблон из фанеры. Приклеил наждачную бумагу на торцевую часть шаблона. Я держал шаблон руками и прислонял его к болванке, а токарь - с другой стороны станка выравнивал эллиптическую поверхность резцом.
Изображение

Пропитал болван горячим ЭД-20. Как отвердело - шлифанул, дунул из лакокрасочного пистолета 2-к эпоксидной грунтовкой и потом шлифанул наждачками. Натер болван воском и отформовал дудку.
Гелькоут, 1 слой стекломат 300 гр. 3 слоя стеклоткань т-11 380 грамм. Потом шлифанул дудку снаружи и обрезал до нужной длины.
Изображение
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Тигирь » 25 июл 2019, 00:17

Как-то Вы воск сильно экспрессивно наносите. Это же потом как-то располировывать надо, а он у Вас кусками лежит. Если эти куски засохнут, потом устанете располировывать. Если не засохнут, на их месте останутся участки без разделения. Даже нанеся таким образом несколько слоёв, не факт, что не получите на поверхности матрицы "зёбру"
Аватар пользователя
Тигирь
COMANDOR
COMANDOR
 
Сообщений: 6690
Зарегистрирован: 23 июл 2012, 16:29
Откуда: Геленджик, Россия
Благодарил (а): 372 раз.
Поблагодарили: 945 раз.
СВОЙСТВО: НЕТЛЕННЫЙ

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Тигирь » 25 июл 2019, 00:24

С дудками и прочими поверхностями вращения всё просто. Проводите рейд по ближайшим хозмагам и магазимам игрушек. По результатам, в 90% случаев покупаете образец утвари нужной геометрии с идеальным качеством поверхности :)
Аватар пользователя
Тигирь
COMANDOR
COMANDOR
 
Сообщений: 6690
Зарегистрирован: 23 июл 2012, 16:29
Откуда: Геленджик, Россия
Благодарил (а): 372 раз.
Поблагодарили: 945 раз.
СВОЙСТВО: НЕТЛЕННЫЙ

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 25 июл 2019, 00:28

По проекту должен получится поддон и в него вклеены 2 патрубка-дудки. Толщина стенки дудки 2 мм. В дудки вклеены трубки - для отсоса картерных газов из мотора через тройник. 2 цилиндра - 2 дудки, каждая на свой цилиндр.
Изображение

Изображение

Нужно еще сделать матрицу для крышки. Из 2-х половинок- частей. По другому крышку не отформуешь.

Толщина стенки поддона у меня по проекту 2,8-3мм. Точнее 3мм (допуски +0 и -0,2 мм). Я формовал поддон слоями. Гелькоут, 1 слой стекломат 300 гр. 3 слоя стеклоткань т-11 380 грамм. Стеклоткань т-11 в ламинате дает толщину 0,466 мм это я проверил эмпирически. Т-11 сатинового переплетения (не пропитанная смолой) толщиной 0,28 мм.
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вопрос по бурту на болване(положительной матрице).

Сообщение Юрий Юрьевич » 25 июл 2019, 00:47

На фото у меня не располированный воск. С дудками только точно! Хозмах не подойдет. Я перевел статью с англ. "The best bell" по исследованию аэродинамики патрубков. Рассматривались дудки с профилем окружости, с аэродинамическими и эллиптическими профилями. Скорости потока воздуха в числах Маха, температура, массовый расход и продувочные коэффициенты. В результате дудка с эллиптическим профилем(по сравнению с цилиндрической трубой) дает на 18% больше массовый расход воздуха(грамм в секунду) и почти на 50% больше продувочный коэффициент. Тут только графическое построение, шаблон и болван по шаблону с требуемой геометрией.

Матрицу я клеил ЭД-20, дешево и сердито. Детали - смолой хт-116, очеь жидккая, хорошо пропитывается, время жизни до гелеобразования около 5 часов. Смола не ультафиолето-стойкая. Снаружи и внутри деталь буду слегка шлифовать наждачками (на сухую) р360-400. Потом 2к эпоксидный грунт и 2к акриловая эмаль. Это надежная защита от разрушения ультрафиолетом

Основной вопрос. Как сделать деталь гладкой внутри?
Планирую заказать несколько метров стеклоткани 60гр. на кв. метр, 100 гр. на кв.м(толщина в сухом виде 0,1 мм) и 200 гр.(толщина в сухом виде 0,2 мм.) Все ткани полотняного переплетения.
Такие тонкие ткани без складок не положишь. Прийдется резать 4 куска для поддона и клеить с перехлестом. Или без перехлеста.

Стекломат 300 гр. - лучше не предлагать положить последним слоем. Тут нужна прочность и минимум смолы в стекле.
Может положить последним слоем ткань 100 гр. потом после полимеризации - шлифануть наждачками поддон внутри. Да, стеклопластик не стоек к истиранию абразивами, в данном случае это для меня плюс.
Аватар пользователя
Юрий Юрьевич
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 17 мар 2019, 14:00
Откуда: Казгулак, Россия
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

След.

Вернуться в РАЗДЕЛ ОПЕРАТИВНОЙ ПОМОЩИ "СТРАЖДУЩИМ"

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
Яндекс.Метрика
html counterсчетчик посетителей сайта